Среди родителей ходит мнение, что логопедия через экран монитора – это чистой воды обман. Хотя бы потому, что использовать тренажёры для правильного произношения (всякие “палочки” и “крючочки”) онлайн невозможно. Эксперты Russian School Online рассказывают, почему это – всего лишь миф, и как сделать так, чтобы онлайн-занятия с логопедом были максимально эффективными.
Нет сомнений в том, что работать с ребёнком на любых занятиях проще, если он находится рядом. Но проще – не значит эффективнее, говорят специалисты. Да, работа логопеда усложнится в разы, но польза онлайн-занятия ничем не будет уступать личному контакту. А в некоторых случаях даже будет больше.
– Что могу сказать по поводу работы через экран: это чрезвычайно трудно! – рассказывает логопед-дефектолог Светлана Могиленко. – Был бы ребёнок рядом, я бы уже ему поставила звук, а тут мало удержать внимание ребёнка, так ещё и нужно объяснить, как и где должны быть язык, губы, зубы… Но, что интересно, при работе с ребёнком на расстоянии легче идёт автоматизация звука, так как в процессе постановки он осознанно учится правильной артикуляции. Перед экраном он уже более осознанно пользуется речевым аппаратом, контролирует себя, чтобы правильно поставить язычок, растянуть губы, открыть рот пошире. Так что прекрасные результаты есть даже в постановке онлайн такого сложного звука, как “р”.
Многие эксперты говорят даже о некоторых преимуществах онлайн-логопедии. Главное – найти креативный подход и использовать все возможности современных технологий. Так отмечает логопед Карина Лобанова:
– Ребёнок может смотреть на вас или вы можете переключить камеру и создать некое «зеркало», через которое ему будет проще контролировать себя и следить за движением губ, языка. Можно демонстрировать материалы через экран. Это и картинки, и тексты, и даже онлайн-игры. Во-первых, в электронном виде есть бесконечное множество платных и бесплатных материалов, которыми всегда вооружён онлайн-логопед. Их можно менять и даже легко подбирать под интересы ребёнка. Для учителя нет ничего сложного в том, чтобы разбавить текст по сторонам картинками с любимыми персонажами ребёнка, зато сколько это добавит радости процессу! Во-вторых, можно использовать интерактивные онлайн-игры. Например, работая над автоматизацией шипящих звуков, мы открываем нарисованную тропинку со змейкой, ведём змейку, пока ребёнок сопровождает шипением: «ш-ш-ш», сбился – змейка остановилась. Абсолютно всем всегда хочется довести змейку до конца страницы. В некоторых случаях с детьми постарше я даже могу дать им возможность управления демонстрацией, и они лично двигают мышкой предметы или отмечают необходимые буквы. Вообще любое участие ребёнка в таких процессах всегда подогревает их интерес. А интерес в логопедии играет немаловажную роль, ведь не так-то весело проходят первые 15 минут разминки с упражнениями для укрепления речевого аппарата. После требуется что-то увлекательное, чтобы не потерять внимание ребёнка.
Какому ребёнку онлайн точно не подойдет?
В этом вопросе эксперты сходятся: в большинстве случаев онлайн подойдет всем, однако существуют некоторые особенности или проблемы, которые и при очных занятиях могут свести работу логопеда к нулю. Прежде всего имеет значение проблема, с которой родители привели ребёнка к специалисту, и возраст малыша.
– Не каждый логопедический случай поддаётся коррекции онлайн, – объясняет Карина Лобанова. – Родители сообщают о своём запросе и своих ожиданиях от предстоящей работы, а логопед принимает решение, осуществимо ли это. Например, какие-то серьёзные нарушения, связанные с физиологическими особенностями, онлайн просто физически невозможно осуществить, это нормально. Но если речь идёт о коррекции звуков – несложно их поставить условно здоровому ребёнку в онлайн-формате. Ещё одно требование – это способность ребёнка спокойно сидеть 20-30 минут подряд. Обычно это могут дети в возрасте от 5-6 лет. Конечно, мы можем делать разминки или просто немножко отвлекаться, но, как бы ни было печально, удержать внимание на экране несколько сложнее, чем когда находишься с учеником рядом. У меня бывают случаи, когда приходится сразу говорить, что здесь понадобятся очные занятия, онлайн за ребёнка взяться я не могу. Если конкретный случай будет корректироваться онлайн медленнее, чем очно – я тоже сразу об этом сообщаю родителям, а они уже принимают решение.
– Всё зависит от степени проблем ребёнка, – подтверждает Фарида Соболева. – Звуки можно поставить и онлайн, а если проблема сложнее, то необходима очная встреча. Логопед при диагностике определяет, почему ребёнок не говорит или говорит плохо. При этом далеко не всегда логопеды лезут в рот с тренажерами.
Работа с детьми в целом довольно непредсказуема и требует терпения и креативного подхода. И в этом смысле разницы между онлайн и оффлайн-занятиями по логопедии нет никакой. Светлана Могиленко отмечает:
– Если у ребёнка дефицит внимания: он не может сосредоточиться на занятиях, смотреть на экран и копировать, если на протяжении 1-2 месяцев так и не наладилась работа с экраном, ему нужен личный контакт. Не всегда причина неудачи в онлайне – бывает, что и оффлайн работа не идёт так, как надо. Однако в онлайне более ограниченное пространство и, если ребёнок не может в нем работать, стоит перейти к очным занятиям и попробовать креативный подход. Например, проводить занятия, рисуя на полу, в игровом формате. Мы обычно начинаем работать с ребёнком с 4,5 лет (постановка шипящих звуков). Мне больше всего нравится работать с шестилетними: они более осознанные и работа идет быстрее.
Самые сложные звуки
Вне зависимости от того, проводятся ли занятия онлайн или оффлайн, логопеды называют самым сложным звуком для постановки звук “р”. Но говорят, что раз научившись его произносить правильно, ребёнок сразу же вводит его в речь, продолжая употреблять постоянно. А вот со звуками “ч, щ” в онлайне приходится работать намного дольше и труднее, потому что ребёнок не всегда может уловить нюансы постановки языка через экран. Именно поэтому так важно обеспечить максимально комфортные условия для онлайн-занятий.
– Одно из крайне важных условий для эффективной логопедической работы – это наличие действительно хорошей камеры и хорошего микрофон, – говорит Карина Лобанова. – Очевидно, что искажения звука будут влиять на то, как логопед будет оценивать эффективность работы. А плохое изображение помешает контролировать процесс выполнения логопедических упражнений. Благо, существует бесконечное множество хороших устройств по доступной цене.
Кстати, родители билингвов часто волнуются, отправляя ребёнка на занятия к логопеду: что, если исправление речи на русском скажется на другом языке? Но эксперты утверждают, что это – пустые волнения. Главное – начинать занятия, когда ребёнку исполнится хотя бы 5-6 лет и он начнёт разграничивать звучание разных языков.
– У меня в практике был мальчик, которому я ставила звук “р”, мы разграничили русский и английский звуки и все было нормально, – вспоминает Светлана Могиленко. – Сейчас у меня также есть несколько детей в работе, которые живут в Европе, Израиле, Индии. Звуки “л” и “ш” встречаются во всех языках и звучат одинаково. А вот звук “р” отличается. Но если уж мы ставим этот звук, мы его отрабатываем на русских словах. Поэтому на английский язык или любой другой работа логопеда никак не повлияет. То же самое с иностранными словами. Ребёнок не вычленяет этот звук отдельно: для него форма слова является общим, одним целым. Для билингвов звучание языка – это мелодия, которую нужно повторить.
Проблема не в онлайне, а в родителях
В каких же случаях необходима работа специалиста и в каком возрасте можно вести ребёнка к логопеду оффлайн или онлайн? Светлана Могиленко советует обращать внимание прежде всего не на то, может ли ребёнок правильно выговаривать звуки, а на то, как работают его губы, рот и язык:
– Даже если у человека речь не совсем чистая, собеседники его поймут. Но если у него не работают мышцы, это уже наносит вред здоровью. Язык – не только орган речи, но и орган пищеварения. Если мышцы слабые и ребёнок не работает языком, то он и пищу во время пережевывания не переворачивает, глотает не пережеванной и не смоченной слюной. А от этого могут быть проблемы с пищеварением. То же относится и к речевому дыханию. Нужно понимать, есть ли проблемы с вентиляцией лёгких, может ли ребёнок надуть шарик или дуть на бумажку во время произнесения звука. Все вирусные и респираторные заболевания начинаются с того, что у ребёнка неправильно поставлено дыхание. Если у него хорошая вентиляция легких и у него работают все мышцы правильно, то он меньше будет болеть.
И в любом случае – решатся ли родители на оффлайн или онлайн-уроки, их непосредственного участия и помощи не избежать. По словам Светланы Могиленко, эффективность работы логопеда на 80% зависит от помощи и поддержки родителей:
– Даже при оффлайн-занятиях с ребёнком я всегда прибегаю к помощи родителей. Дело в том, что эти уроки не будут впустую только если родители приложат усилия в течение недели, чтобы закрепить достигнутый результат. У меня в практике был случай, когда я с ребёнком занималась ровно год, два раза в неделю. И весь год я проводила одно и то же занятие. Он приходил ко мне, я ему ставила звук “р”, в следующий раз мы начинаем всё с нуля. Его маму я ни разу не видела. Дома не поддерживался этот эффект и работа логопеда свелась к нулю.
Если речевой аппарат у ребёнка работает хорошо (язычок поднимается, губки растягиваются, он может дать хорошую воздушную струю) и звук уже поставлен, то родители просто могут поправлять ребёнка и повторять какие-то слова, которые он отрабатывал с логопедом. Если же нет, то к повторениям можно добавить полезные упражнения. Но они должны быть только в удовольствие – подчёркивают эксперты, в течение дня, мимоходом, по несколько минут, чтобы не вызывать у ребёнка негативные эмоции.
И, конечно, родителям прежде всего стоит обращать внимание на свою речь: ведь для ребёнка именно она является образцом для подражания. Если родитель не выговаривает звуки (например, картавит), это не значит, что ничего не получится исправить в речи ребёнка. Просто в этом случае можно найти в окружении ребёнка другого человека, который говорит чисто и может контролировать процесс правильного произношения. И тогда всё получится!
– Для полноценного онлайн занятия нужен взрослый, заменяющий руки логопеда и поддерживающий эмоциональный контакт с ребёнком, – говорит логопед Александра Бронштейн. – Тогда возможно почти всё, за исключением логомассажа и кинезиологических практик.
А как быть с логопедическими тренажерами?
Помощь родителей может потребоваться и при работе со вспомогательными предметами: ложечками, палочками, трубочками, говорит Карина Лобанова.
– Я один раз показываю родителю, что требуется, а родитель показывает ребёнку рядом и помогает поместить предмет в нужное место. Речь, к слову, идёт о материалах, которые всегда есть в доме, а не специфических инструментах логопеда. В большинстве случаев помощь родителя нужна на 1-2 занятиях, а в дальнейшем ребёнок запоминает что нужно делать и справляется сам. Но, конечно, логопедия – это не просто постановка звуков, а развитие речевой системы в целом. Общаясь с человеком, ребёнок учится лучше строить коммуникацию, развивается грамматический строй и фонематика, обогащается весь его речевой опыт. Логопед сможет увидеть недочёты и направить речь ребёнка в нужную сторону. При решении проблем, не связанных с нарушениями иннервации (звуки или просто слабость мышц артикуляции) зачастую и нет необходимости в каком-то дополнительном инструментарии. В этих случаях очень эффективна логопедическая гимнастика, которая с лёгкостью осуществляется онлайн.
В целом логопеды не так-то часто используют специальные инструменты и во время “живого” контакта с ребёнком. И причина лежит на поверхности – они могут вызвать негативную реакцию у малыша. Поэтому думать о низкой эффективности онлайн-занятий из-за невозможности логопеда саморучно засовывать инструменты в рот ребёнку, не стоит, утверждает Светлана Могиленко:
– Если говорить о том, что логопеды должны применять в своей работе специальные инструменты, то это ерунда. Основам логопедии я училась у известного логопеда с мировым именем – М.Фомичёвой. Она учила нас работать палочками, спичками, ложками: использовать любой подручный материал, В своей работе (за все 25 лет) ни разу не использовала логопедические зонды, хотя умею работать и с ними. Просто я замечала ужас в глазах ребёнка при виде непонятных инструментов. А вот ложка, ватные палочки, пуговицы, пробки или чупа-чупс никакой паники не вызывают. Дети принимают работу с этими инструментами как игру. Да и вообще я всегда старалась в рот ребёнку лезть только в крайнем случае. Всё показывать и объяснять можно и без этого.
Даже если проблема – в неправильном дыхании или плохой работе языка, это можно легко решить с помощью дыхательной или иной гимнастики, говорит Светлана Могиленко:
– В интернете можно найти замечательную гимнастику с сушками для домашних тренировок: детям она очень нравится. Важно, чтобы ребёнок мог хорошо высунуть язык – кстати, это полезно и взрослым: женщины подтягивают себе подбородок с помощью этого упражнения. Я так и говорю: на занятиях нужно показывать язык! И не стоит забывать о мимике, не упустить момент, когда ребёнок учится работать лицом. Это очень важно для успеха в общении. Мы, логопеды, учим ребёнка владеть своим лицом, показывать эмоции, которые надо, применять актерское мастерство.
Так почему “не запускается” речь у ребёнка?
Бывает и так, что, казалось бы, родители хорошо произносят все звуки, ребёнок прекрасно развивается, но не говорит. Или не говорит правильно. Почему это происходит? Всё дело в мотивации использования речи – утверждают специалисты.
– Если вы хотите, чтобы ребёнок заговорил, прекратите его понимать, – говорит Светлана Могиленко. – Если его и так понимают, то зачем ему говорить? Это одна из основных причин, почему он не говорит при нормальном интеллекте, хорошей памяти и внимании. Сейчас увеличилось количество таких детей, у которых уровень развития речи в 4-5 лет как у годовалого ребёнка.
И таких детей, по опыту специалистов, становится всё больше с каждым годом. Возможно, свой вклад в это внесло развитие современных технологий.
– Я много лет работала школьным логопедом, – говорит Светлана Могиленко. – И раньше в любом классе было всего два-три ребёнка, которым требовалась логопедическая помощь. Сейчас только двум-трём детям такая помощь не требуется, а для всех остальных вполне можно организовывать логопедические классы. Причины этому есть. Вспомните, какие в советское время были соски, которые на бутылки натягивались, и как работал язык ребёнка при сосании. А какие сейчас соски? Ребёнок становится ленивым, ему не надо разрабатывать язык и губы, а это мышцы. Если мышцы не работают, они атрофируются. А ещё я обратила внимание на то, что с детьми стали меньше разговаривать. Проще малышу дать гаджет, чтобы мама спокойно занялась своими делами. Кроме того, издавна детям пелись колыбельные, читались потешки. Современные родители перестали играть с детьми в игры предков, это считается старомодным. Между тем, устное народное творчество во всех языках играет огромную роль в развитии речи ребёнка. Это – чистые звуки, речевое дыхание, определенные грамматические конструкции, новые слова, словообразование. Ребёнок использует слова не только в игре, но и в своей игре и речи.
И всё же: “да” или “нет” логопеду онлайн?
– Онлайн-занятия по логопедии действительно имеют свои особенности, – говорит Карина Лобанова. – И это правда, что логопед не может онлайн делать всё точь-в-точь, как если бы это делалось на личной встрече с ребёнком. Однако, существует множество инструментов, которые помогают создать очень даже хорошие условия для эффективной онлайн-работы.
– Логопедия онлайн – это не бред, не фикция. Это – реальная помощь ребёнку на расстоянии и без лишних контактов, только это более высокий уровень работы, – соглашается Светлана Могиленко. – Дети, занимаясь у экрана, становятся более внимательными, лучше работают по образцу, потому что нет того, кто водит рукой, удерживает гладит и тормошит, лучше слушают учителя. Но, конечно, к такому результату приходят не за одно-два занятия.
Записаться на занятия с логопедом онлайн можно на сайте Russian School Online.